АУТСТАФФИНГ, ЛИЗИНГ ПЕРСОНАЛА…

Ни для кого не секрет, что современный российский рынок только-только начинает всерьез задумываться над теми кадровыми технологиями, которые в экономически развитых странах уже давно и успешно используются.

    Как правильно поступить в том случае, когда работодатель планирует воспользоваться услугой аутстаффинга.

    С этим вопросом обратились к нашему эксперту – директору кадрового агентства «ЭКОСТАТУС» Саратовской Анне Александровне.

-Анна, какое значение у слова «аутстаффинг»? Что представляет собой данная услуга?

    -Сегодня все большее количество компаний применяют вывод персонала за штат для снижения издержек и рисков, связанных с персоналом. Выражаясь простым языком, аутстаффинг (outstaffing) – это одна из технологий менеджмента, когда управление персоналом доверяется внешней организации – Исполнителю. Работники той или иной фирмы заключают с Исполнителем трудовые договоры,  а Исполнитель, в свою очередь, берет на  себя функции по выплате зарплаты, уплате налогов, исполнению требований законодательства о труде (прием на работу, увольнение и пр.).

    -А что в итоге получает Заказчик?

-Указанный персонал выполняет работы только непосредственно для Заказчика. То есть, рекрутинговое агентство не подбирает новых сотрудников, а оформляет в свой штат уже имеющийся персонал компании-клиента. Юридически отношения между Исполнителем и Заказчиком принято оформлять в виде «Договора о предоставлении персонала».

    -Что дает такой подход компании-клиенту и ее руководству?

-Очень многое. Например, снижается нагрузка на бухгалтерию и HR-службу, у руководства появляется больше свободного времени для концентрации сил на решении стратегических задач своей фирмы.

К несомненным плюсам стоит добавить и возможность привлечения дополнительных сотрудников, т.е. сверх штатного расписания.

Аутстаффинг полезен и тогда, когда Заказчик расширяет сферу своей деятельности, выходя на региональный рынок. Здесь, применяя указанную технологию, можно обойтись без юридической регистрации представительства или филиала.

    -Возможно ли взять в лизинг «сезонных» работников?

-Несомненно. Можно привлечь персонал к выполнению работ для определенного проекта, в пики деловой и сезонной активности.

Но, имеет смысл сказать, что саму фразу «лизинг персонала» мы можем использовать только в разговорной речи, поскольку ГК РФ дает несколько иное определение лизингу. Из норм действующего законодательства проистекает, что человек или его труд не могут являться предметом аренды.

Хочется обратить внимание всех заинтересованных лиц на необходимость более строгого разграничения этих понятий, дабы в дальнейшем правильно квалифицировать различные договоры. Хочется еще отметить, что заключение договоров по предоставлению работников не предусмотрено ни ГК, ни ТК РФ. Это значит, что Исполнителю необходимы очень серьезные знания для грамотной юридической импровизации.

    -Не попадает ли Заказчик в некую зависимость от рекрутингового агентства?

-Ни в коем случае. Во-первых, Исполнитель связан с Заказчиком строго регламентированными договоренностями. Во-вторых, аутстаффинг и лизинг персонала не предполагают вторжения в бизнес-процессы Заказчика.

    -Откуда пришел к нам аутстаффинг?

-Считается, что пальма первенства здесь принадлежит японским менеджерам. Официальный штат любой японской компании состоит не более чем из трети от всех ее работников. Эта часть персонала призвана определять то, что мы называем «лицом» фирмы. На «официалов» также возложена обязанность по формированию корпоративной культуры. Они же отвечают за плодотворное развитие и нормальное функционирование предприятия.

Другие две трети работников, хотя и не зачисляются официально в штат, но при этом имеют достойную зарплату и гарантированный соцпакет. Трудовой стаж у них тоже зафиксирован юридически.

Надо отметить, что многие западные компании сегодня предпочитают такую форму управления персоналом.